Клуб научных журналистов - Как писать научно-популярные статьи


Как писать научно-популярные статьи
(Дмитрий Мамонтов)

Понедельник, 22 января 2007 года, 17:59
Опубликовано в: Популяризация

Хотя косвенно это относится к рекомендациям, я все-таки решил, что данный случай заслуживает новой темы. В свое время в рамках КНЖ я записался в рабочую группу создания правил, но потом как-то времени не хватило, и все это постепенно умерло… ;-(

Так вот, изучая архивы (в своем компьютере), я нашел неведомо как попавший ко мне перевод статьи «Как писать научно-популярные статьи» научного обозревателя Guardian Тима Рэдфорда. Быстрый поиск в Интернете показал, что подобные статьи встречаются, но их не очень много, и конкретно этой я не нашел. Но если баян — извиняюсь!

Это пособие в первую очередь для журналистов, но я думаю,
интересно будет всем. Если когда-нибудь КНЖ все-таки будет вырабатывать свои стандарты по написанию научно-популярных статей, мне кажется, стоит обратить внимание на данные рекомендации. Автор перевода и факт публикации (а также издание) — мне неизвестны.

Как писать научно-популярные статьи
Тим Рэдфорд, научный обозреватель Guardian

1.      Прежде чем начать работать над статьей, подумайте о том единственном и самом важном в вашей жизни человеке, которого вы даже никогда не встретите. О вашем Читателе.

2.      Вы пишете не для того, чтобы произвести впечатление на специалиста, у которого брали интервью, или на вашего редактора, или на случайного знакомого, которому вы сообщили, что вы писатель. И даже не на вашу маму. Вы пишете, чтобы впечатлить того, кто сейчас держится за поручень в вагоне метро, читая во время перегона между станциями, и кто может перестать читать в течении одной пятой секунды, если представится такая возможность.

3.      Поэтому ваше первое предложение, также как и второе, и третье должны стать самыми важными предложениями в вашей жизни. Ибо кем бы вы ни были – журналистом, апостолом или апологетом – и как бы ни было сильно в вас чувство, что вы обязаны писать, никто никогда не обязан это читать.

4.      Журналистика безусловно важна. Однако в ней никогда не должно преобладать чувство собственной значимости. Напыщенность мгновенно отпугнет читателя в пользу кроссвордов или спортивной страницы. Именно поэтому простые слова, четкое изложение мысли и короткие предложения жизненно необходимы. Так же как и уважение к читателю.

5.      Золотое правило: «Никто никогда не будет жаловаться на то, что вы изложили мысль слишком понятно».

6.      Другое правило, о котором вы обязаны помнить: «Никто не обязан читать эту ерунду».

7.      Предположите, что читатель ничего не знает, однако, никогда не совершайте ошибку, думая, что читатель глуп. Классическая ошибка журналиста – переоценивать знания читателя и недооценивать его интеллект.

8.      Жизнь сложна, но журналист не может быть сложным. Именно из-за сложности таких областей, как медицина, политика, финансы или правила американского футбола, читатели и обращаются к таким изданиям, как «Гардиан», «Би-Би-Си» или «Лансет» в надежде найти простое объяснение сложным вещам.

9.      Если тема больше напоминает запутанный клубок, рассматривайте свою историю как одну из его ниточек, аккуратно вытянутую из целого. Читатель будет вам больше признателен за простое изложение части проблемы, чем за сложное освещение всего вопроса.

10.     Основное правило. История должна рассказывать о чем-то одном. Если, например, история состоит из четырех разных повествовательных линий, постарайтесь соединить их так, чтобы главная идея осталась понятной читателю. Вы можете вплетать другие линии в свой рассказ, но ни в коем случае не должны отклоняться от выбранной вами главной мысли.

11.     Наблюдение. Даже не начинайте писать, пока вы не определите главную мысль и не сформулируете ее в одном предложении. Потом спросите себя, если вы захотите рассказать ее своей маме, сможет ли она дослушать до конца, или желание сделать вам ироничное замечание возникнет у нее в течении микросекунды. Если вы решите продать эту мысль как идею статьи своему редактору, вам придется столкнуться с таким же уровнем интереса, так что обратите особенное внимание на это предложение. Часто, хотя и не всегда, оно станет первым предложением вашей статьи.

12.     Всегда существует идеальное первое предложение – вступление, приглашение в статью. Продумав его, написать статью становится значительно проще, так как вы непременно заметите, что последовательность остальных предложений выстраивается достаточно легко. И это не означает, что вы поверхностны или наоборот талантливы. Это означает лишь то, что первое предложение было выбрано вами правильно.

13.     Такие слова, как «неглубокий», слишком «гладкий» или «простой» не являются оскорблением для журналиста. Люди покупают газеты, потому что хотят информации, которая читалась бы легко, быстро и без всяких сносок, пометок и примечаний к примечаниям.

14.     Такие слова, как «сенсационный» или «незначительный» также не должны оскорблять журналиста. Вы читаете все, что хотите — пьесы эпохи Элизаветы, русские романы, французские юмористические рассказы, американские триллеры именно потому, что что-то в них взывает к вашим чувствам, будь то чувство юмора, иронии или романтики. Хороший журналист должен возбудить в вас те же чувства, он должен заинтересовать и взволновать
вас до глубины души.

15.     Слова имеют значения. Уважайте их. Если нужно, пользуйтесь словарем, проверяйте их и употребляйте правильно.

16.     Бойтесь клише, как чумы! Кроме тех случаев, когда это правильные клише. Вы удивитесь, как полезны они могут быть при разумном использовании. В журналистике вы не обязаны быть череcчур умным, но вы обязаны быть очень быстрым.

17.     Метафоры – очень хорошо. Однако не используйте глупые метафоры и никогда, никогда не смешивайте их. Когда-то редакторы Guardian утвердили специальный приз «Пиранья в наморднике» (Muzzled Piranha), аналог Оскара за некомпетентность, который впервые был вручен журналисту, пишущему об экономических отношениях. Он написал, что дикие кошки трейд-юнионов затаились в чащобах, готовые атаковать, подобно пираньям, если только на них не надеть намордники. А Джордж Оруэлл цитировал другого журналиста, чьему перу принадлежали слова о том, что фашистский осьминог в тяжелых ботинках уже пропел свою лебединую песню.

18.     Опасайтесь языка улиц и молодежного слэнга. Язык клубов и кафе обладает собственным ритмом, требующим и языка тела, и других сигнальных знаков. У языка газетной страницы нет ни акцента, ни помощницы интонации, указывающей на насмешку или иронию. Этот язык должен быть четким, ясным и живым. А чтобы быть именно таким, он должен следовать своей грамматике.

19.     Опасайтесь длинных слов и жаргона. Если вы научный журналист, это важно вдвойне, поскольку вам периодически приходится использовать слова, которые обычный человек не использует: «фенотип», «колебания атома цезия», «фотоны», «центробежное движение». Поэтому, скорее всего, вам захочется написать просто «светлый» и «счастливый» вместо «ослепляюще-лучезарный» и «на седьмом небе от счастья».

20.     Ваш родной язык лучше, чем слова с латинскими корнями. Мы не консервируем редкие виды, мы их сохраняем, и терминатор ни кто иной, как убийца.

21.     Помните, люди всегда реагируют на то, что им ближе. Жителей Манчестера могут больше беспокоить экономические реформы в Суринаме, чем судьба «Манчестер Юнайтед» в субботу, но в большинстве случаев это не так. Примите это как факт.

22.     Читайте. И как можно больше разной литературы. Читайте Библию, Чарльза Диккенса, Достоевского, Байрона и Шелли, комиксы и триллеры. Наблюдайте, какие удивительные вещи они делают со словами. Обратите внимание, как им удается создавать целые миры всего лишь на половине странице.

23.     Опасайтесь любых утверждений. На ваше утверждение, что самая новая кормушка для лошади существует в провинции, появятся несколько кормушек, и все в главных городах. Всегда найдется кто-то, кто окажется больше, быстрее, старее, моложе, богаче, чем тот, про которого вы написали «самый». Избавьте себя от лишних проблем, напишите «Один из первых…». Если это невозможно, то просто дайте ссылку на источник информации, например, «Согласно Книге рекордов Гиннеса…» и т.д.

24.     Хороший вкус и закон просто не позволят вам употреблять в печати некоторые обороты речи и предложения. Моими любимыми примерами служат фразы «Убийца был отпущен на свободу» и (при описании религиозной Пасхальной пьесы) «Пол Майерс, игравший Иисуса Христа, был звездой шоу». Сами догадайтесь, какой из примеров образец дурновкусия, а какой стоил бы вам примерно пол миллиона фунтов за каждое слово.

25.     Писатели должны нести ответственность за то, что пишут, и не только по закону. Вашей целью должна стать истина. Если она, что бывает часто, расплывчата, то, по крайней мере, стремитесь к честности и пониманию того, что у любой истории существует другая сторона. Опасайтесь заявок на объективность. Это опасно. Вы можете написать, что, по словам Королевского общества, генетические модификации – положительное явление, а уран в расщепленном виде практически безопасен. Но вы должны помнить, что генетическая модификация была открыта людьми, которые благодаря этому немедленно стали членами Королевского общества, также как и другие люди, которые знали, как выгодно использовать урановое топливо. Их заявления не обязаны быть объективными. Не так ли?




RSS feed

Комментариев: 2 »

ссылка на данный комментарий
Марина Аствацатурян Подписка на комментарии по e-mail
2007-01-22 21:58:56

Дима, лет 5 назад Тим сам приезжал в Москву по линии Брит.Совета, и тогда этот Манифест был распространен среди журналистов силами того же ВС довольно широко — у меня до сих пор где-то лежит печатный вариант в их папочке:) Т.о. автор перевода — Британский Совет в Москве, публикация — это раздача по ходу встречи Тима и красивой девушки-редактора из Nature (кажется это была Пола Абдул) в зале коллегий Миннауки (да, тогда там еще устраивались инртересные встречи-семинары…)

 
 

В данный момент вы не можете комментировать это сообщение!

Войти